О главном, второстепенном и общих подходах управления службой безопасности и охраны.

Так сложилось, что люди, которые никогда на практике не сталкивались с серьезными рисками и угрозами, часто обличены полномочиями, не только судить о работе руководителей служб безопасности, но и принимать решения (в том числе и финансовые) по построению безопасности в организациях. Результатом же неверных решений являются различные нарушения повседневных операций внутри компаний, финансовые потери и угроза человеческой жизни. Сама сфера безопасности является крайне сложной и противоречивой.

Вот пример (редкий):

Служба безопасности работает настолько хорошо, что предотвращает риски и устраняет угрозы еще на этапе их возникновения. Через некоторое время сотрудники и руководители организации к такому положению дел настолько привыкают, что начинают забывать об основных задачах и функциях службы безопасности и охраны, и начинаю вводить различные, на их взгляд обоснованные изменения. При этом они практически всегда придают принятым решениям благородные и привлекательные формы. После введенных изменений качество работы по основным направлениям службы безопасности и охраны начинает падать, и вот уже первый, второй, третий и четвертый инциденты… появляются первые пострадавшие. Тогда возникают вопросы к руководителю службы безопасности: почему не доглядели, почему произошло то, что произошло? Возникает необходимость объяснить, что это результат опрометчивых решений по возложению дополнительных функций на сотрудников охраны или безопасности.

К примеру: на видео оператора диспетчерского поста охраны возложили дополнительные функции по уборке снега в 15 метрах от мониторного поста. Когда видео оператор выполнял функции уборщика, сработала пожарная сигнализация, и должные меры по реагированию дежурных служб были выполнены несвоевременно. Результат – эвакуация нескольких тысяч человек из торгового комплекса из-за того, что кто-то покурил в туалете или по причине серьезного возгорания, которое вовремя не удалось потушить. При этом, в комплексе или отеле были установлены системы пожаротушения. Они вовремя сработали. Профессионалы знают, что если сплинклерная система пожаротушения сработает в номере отеля, то весь номер (а то и два) придется серьезно ремонтировать, так как вся мебель, полы, стены, будут повреждены не только огнем, но и водой.

Специфика ремонта в организациях, таких как, отели, бизнес центры, торгово-развлекательные центры и т.п. такова, что быстро ремонт произвести невозможно. Многие элементы отделки, мебели и техники необходимо заказывать за границей, что на несколько недель, а то и месяцев затянет начало ремонта. Все это время поврежденные помещения будут выведены из эксплуатации, а это уже убытки, связанные с упущенной выгодой. Особенно это чувствуется в сезон повышенного спроса, который есть у каждой организации.
Если уважаемый читатель логично предположит, что ответственность за случившееся понесет генеральный директор, то это крайне редкий случай. В основном, вину разделит оператор, начальник охраны и начальник службы безопасности. В общем, как всегда, стрелочник виноват.

Удержать руководителей организации от изложенных выше решений крайне трудно, так как они продиктованы вопросами экономии и рационализации рабочего времени подчиненных (в худшем случае желанием проявить себя на ровном месте). И здесь минимум, что руководитель службы безопасности должен сделать это:

  1. Разработать внятную (не шаблонную) должностную инструкцию, где очень четко прописаны функции, задачи и ответственность всех сотрудников охраны и безопасности.
  2. Разработать концепцию безопасности организации. Это сложный документ, в котором прописываются все риски, базовые процедуры, отчеты, система поощрения и наказания.
  3. Разработать систему отчетов, в которых указываются не только происшествия, но и количество выполняемых службой охраны работ за смену. Важно чтобы отчеты при этом были просты в заполнении, понятны и организованы таким образом, чтоб не мешать выполнению базовых операций (Как это сделать уважаемый читатель сможет найти в соответствующих разделах данного сайта.).
  4. Найти понимание и заручиться поддержкой руководителя организации. Это можно сделать не только на основе личного доверия (которое еще нужно заслужить), но и четкой разработкой служебной документации.
    К примеру: генеральный директор по закону разделяет ответственность за организацию работ по обеспечению пожарной безопасности. Когда Начальник СБ разработает соответствующий пакет документов, то он обязан не только подписать его у руководителя, но и донести до него наиболее чувствительные положения разработанных им документов. После того, как все эти процедуры осуществлены, будет значительно проще отбиваться от навязывания несвойственных службе охраны и безопасности функций, так как есть все легальные основания потребовать письменного приказа, по которому генеральный директор будет разделять ответственность за все те риски, которые могут произойти в организации. Поверьте, это заставит любого руководителя задуматься о качестве принимаемых им решений. На практике, осуществить предложенные меры сложно, но обладая дипломатическими талантами и юридическими знаниями (а без них руководителю службы безопасности никак нельзя), можно добиться желаемого.
  5. Организовать систему тренингов и практических занятий по безопасности, вовлекая в них всех сотрудников организации в части их касающейся.

Выполнения предложенного списка дел уже позволит организовать работу и подчеркнет важность службы безопасности на объекте. Позволит шаг за шагом формировать безопасную среду в самой организации, где все требования не только озвучены, но и прописаны.

Предвижу не только согласие уважаемых читателей, но и разумные контраргументы по поводу представленной выше информации. Полностью соглашусь с тем, что в коммерческих организациях сотрудники всегда вынуждены выполнять большое количество разнообразных дополнительных функций. Полностью соглашусь, что не только сотрудники, но и сама организация должна быть гибкой для соответствия постоянно изменяющейся конъюнктуре рынка. Зарабатывать деньги – нелегкий труд.

Однако гибкость никак не подразумевает отсутствие понимания главного и второстепенного.

В приведенном выше примере: пожарная безопасность это главное, уборка снега – пусть и важна для повседневных операций работа, но является второстепенной при наличии таких рисков как угроза пожара и эвакуации целого комплекса. Я не хочу (хотя могу) приводить здесь примеры, когда необоснованные решения, безудержная экономия приводят к трагедиям – человеческим жертвам. Так как это страшный сон – кошмар для любого руководителя службы безопасности.

С уважением,

Дмитрий

Администратор сайта

Ваш отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 1 =